gull (gull) wrote,
gull
gull

Jagdverbände на Восточном фронте, 1941-1943 гг. Часть 3. Победы и потери



Часть 1. Источники
Часть 2. Боевой и численный состав

Воздушные победы

Как уже отмечалось в 1-й части, количество воздушных побед, одержанных боевыми частями одноместных истребителей на Советско-Германском фронте было подсчитано по многотомнику "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" авторского коллектива, возглавляемого Йоханом Прином. Составление максимально полного и достоверного перечня воздушных побед немецких истребителей в ВМВ является одной из главных задач, которые поставили перед собой авторы этого исследования. И им действительно удалось добиться больших успехов в ее решении, существенно уточнив и дополнив публиковавшиеся ранее данные. Однако, для того, чтобы заполнить все белые пятна в этом вопросе, доступного авторам массива документов оказалось недостаточно.


Эксперты 6./JG 5 у самолета Bf 109F-4 "желтая 12" командира отряда лейтенанта Генриха Эрлера, аэродром Петсамо(советское название - Луостари), конец августа - начало сентября 1942 г.
Слева направо - фельдфебель Альберт Бруннер (53 воздушные победы, сбит и погиб в воздушном бою под Мурманском 7.05.1943); неизвестный; вероятно, фельдфебель Рудольф Мюллер (94 воздушные победы, сбит в воздушном бою под Мурманском 19.04.1943 и взят в плен, погиб в плену 21.10.1943); лейтенант Генрих Эрлер (208 воздушных побед, погиб в воздушном бою под Штендалем 4.04.1945 при отражении дневного налета американских тяжелых бомбардировщиков); унтер-офицер Ганс-Генрих Дёбрих (65 воздушных побед, сбит и тяжело ранен в воздушном бою к западу от полуострова Рыбачий 16.07.1943, после излечения в боевых действиях не участвовал).
Из всех частей немецкой истребительной авиации, действовавших на Советско-Германском фронте в период 1941-1943 гг., меньше всего известно о победах, одержанных летчиками JG 5. В сохранившихся перечнях воздушных побед, составленных отделом личного состава Верховного командования Люфтваффе, можно найти только небольшую часть побед этой эскадры, а большинство документов действовавших на Советско-Германском фронте Stab/JG 5, II./JG 5 и III./JG 5 было уничтожено в конце войны. Важнейшим источником информации о победах этих частей являются ежедневные донесения офицера связи Люфтваффе при штабе 20-й горной армии (до июня 1942 г - армия "Лапландия"). К сожалению, эти донесения сообщают только об общем количестве побед, одержанных за день, фамилии одержавших победы летчиков в них отсутствуют.


Процесс официального подтверждения воздушных побед в Люфтваффе был многоступенчатым и занимал довольно много времени. После того, как на основе заявки летчика составлялся рапорт об уничтожении вражеского самолета (Abschussmeldung), его должен был подписать непосредственный командир одержавшего победу летчика (в случае рядового летчика - командир отряда) и отправить на утверждение в вышестоящий штаб. Если рапорт утверждали во всех вышестоящих штабах, то он в конце концов оказывался в отделе личного состава Верховного командования Люфтваффе(OKL), где принималось окончательное решение и, если оно оказывалось положительным, выпускалось официальное уведомление о подтверждении победы. Вполне естественно, что на каждом уровне командования велись свои перечни, в которые включали все победы, утвержденные на этом уровне и переданные на рассмотрение в вышестоящий штаб. В случае, если вышестоящая инстанция принимала решение об отказе в подтверждении победы, информация об этом передавалась по цепочке подчиненным штабам, и соответствующая победа исключалась из их перечней. Весь процесс мог занимать от нескольких недель до года и более. Известны случаи, когда отказ в подтверждении победы приходил из Берлина спустя год после даты, когда она была заявлена.

К сожалению, далеко не все перечни воздушных побед OKL сохранились после войны и доступны для изучения. Поэтому для получения недостающих данных авторы исследования использовали большое количество сохранившихся документов различных частей, соединений и объединений Люфтваффе - перечни побед истребительных эскадр, авиационных дивизий, корпусов и воздушных флотов, их ЖБД и ежедневные донесения и т.п. Составленные по результатам этой работы перечни включают следующее количество побед, одержанных боевыми частями одноместных истребителей Люфтваффе на Советско-Германском фронте:


В эти перечни включены только те заявки, донесения о которых были направлены в OKL. Заявки, которые не были подтверждены на уровне штаба группы, эскадры, соединения или объединения в перечнях присутствовать не должны (но могут там быть в связи с неполнотой информации имеющейся у авторов исследования и вызванными этим ошибками). Минимально-необходимая информация о воздушной победе, которая должна быть известна для включения ее в перечень - это дата, когда она была одержана и часть, которая ее заявила. К сожалению, о некоторых победах неизвестно и этого. Количество таких, отсутствующих в перечнях побед, заявленных боевыми частями одноместных истребителей на Советско-Германском фронте в рассматриваемый нами период времени можно оценить в несколько сотен - или не более чем 1-2% от общего количества заявленных побед (в частности, в исследовании приводятся данные о известных авторам 212 победах, одержанных в 1941-1942 гг., которые не вошли в перечни). В дальнейшем в данной работе эти не вошедшие в перечни победы мною нигде не учитываются.

Общее количество воздушных побед (вторая колонка) включает все известные авторам исследования и включенные в перечни заявки немецких истребителей, за исключением указанных в четвертой колонке заявок, которым было отказано в утверждении. Третья колонка - победы подтвержденные OKL - включает только те победы информация о подтверждении которых содержится в доступных авторам исследования документах. Разница между числами во второй и третьей колонке состоит из:

- заявок, которые были подтверждены OKL, но информация о подтверждении которых у авторов отсутствует;

- заявок, решение по которым не было принято на момент составления доступных авторам документов. Как уже отмечалось, процесс подтверждения воздушной победы мог занимать более года. Так, в перечнях воздушных побед OKL, датируемых концом 1944 - началом 1945 года, встречаются победы, заявленные еще в 1942 г. и все еще находящиеся на рассмотрении. Именно этим объясняется большая разница между цифрами во второй и третьей колонками для 1943 г. По большому количеству побед, заявленных в течение этого года окончательное решение так и не было принято;

- заявок, по которым было принято решение об отказе в утверждении, но информация об этом отсутствует в доступных авторам документах либо ее недостаточно для того, чтобы идентифицировать заявку по которой было принято это решение и исключить ее из общего количества побед.

В приведенных далее таблицах и диаграммах указано только общее количество воздушных побед, соответствующее второй колонке описываемой таблицы.

В колонке с заявками, которым было отказано в подтверждении учтены только те отказанные заявки, по которым у авторов было достаточно информации для их идентификации. Здесь же учтены заявки по которым, по мнению авторов, OKL должно было принять отрицательное решение, но прямого указания на это в доступных им документах нет. Из таблицы видно, что количество заявок, по которым в OKL принималось решение об отказе было невелико - 1-2% от количества подтвержденных.

В качестве примера, поясняющего значение указанных в таблице цифр рассмотрим несколько заявок, поданных Гансом Филиппом, который в описываемый период являлся командиром I./JG 54:

- в январе-феврале 1943 г. в OKL было принято решение отказать в подтверждении трех заявок, сделанных Филиппом в первой половине 1942 г. Поскольку авторам исследования неизвестно, какие именно из заявок Филиппа были отказаны, то в перечне эти заявки входят в общее количество побед (вторая колонка таблицы) и, соответственно, не учтены в числе отказанных заявок (четвертая колонка таблицы);

- 11.02.1943 Филипп заявил одну воздушную победу, однако штаб эскадры отказался ее подтвердить. То же самое произошло с еще одной его заявкой, сделанной между 15 и 18 февраля 1943 г. Поскольку обе эти заявки были отказаны на уровне штаба эскадры и донесения о них в OKL не направлялись, то в перечнях воздушных побед они отсутствуют, и, соответственно, не учтены ни в одной колонке.

Динамика изменения количества побед, заявленных немецкими истребителями, является прекрасным индикатором интенсивности воздушных боев на Советско-Германском фронте, а следовательно - уровня активности как немецкой истребительной авиации, так и советской авиации, с которой она боролась. Степень достоверности воздушных побед немецких истребителей, другими словами - насколько заявленные победы соответствуют потерям советской авиации, в рамках данной работы не рассматривается.


Потери

Как известно, основным источником информации о потерях боевых частей Люфтваффе являются перечни потерь боевых частей (Flugzeugunfälle und Verluste bei den Fliegende Verbänden), составленные 6-м отделом управления Генерала-квартирмейстера Генерального Штаба Люфтваффе. Огромный объем содержащийся в них информации позволяет получить достаточно полное и детальное представление о потерях понесенных боевыми частями Люфтваффе на протяжение всей Второй Мировой войны. Но, как и в большинстве других сводных документов, составленных на высшем уровне командования на основе данных предоставленных множеством нижестоящих штабов, информация, приведенная в этих перечнях не является на 100% полной, достоверной, и единообразной. Для того, чтобы выявить и заполнить имеющиеся в перечнях Генерала-квартирмейстера Люфтваффе пробелы, авторы многотомника "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" обработали большое количество других документов, что позволило им несколько расширить список потерь, понесенных частями одноместных истребителей. В приведенных далее таблицах цифры потерь были подсчитаны по перечням из этого исследования. Сплошной проверки информации, представленной в исследовании, по перечням Генерала-квартирмейстера Люфтваффе и другим источникам мною не проводилось, исправлялись только отдельные случайно обнаруженные ошибки, кроме того, перепроверялись эпизоды потерь, по которым в исследовании была указана неполная информация.


Messerschmitt Bf 109F-2 "белая 1", предположительно WrNr. 9619, командира 7./JG 54 обер-лейтенанта Гюнтера Шольца после вынужденной посадки 1 августа 1941 г., район Луги.
Вечером 1.08.1941 истребители из 7./JG 54 перехватили шестерку советских бомбардировщиков и заявили об уничтожении трех из них. Ответным огнем стрелков у самолета Шольца был поврежден двигатель, и ему пришлось совершить посадку на первую же подходящую площадку среди сплошного леса. В результате самолет был разбит, а сам Шольц получил компрессионный перелом позвоночника. В этом же бою советские истребители сопровождения подожгли Мессершмитт лейтенанта Макса-Гельмута Остерманна. К счастью для немецкого летчика, после того, как протектор пробитого бензобака затянул пробоину, пожар прекратился, и ему удалось вернуться на свой аэродром, успешно посадив самолет. Интересно, что в перечнях потерь Генерал-квартирмейстера Люфтваффе отсутствуют записи о потерях III./JG 54 за 1.08.1941. В то же время в них есть два Bf 109F-2 из состава 3./JG 54: WrNr. 9619, потерянный в бою с истребителями в р-не Луги (уровень повреждения 95%) и WrNr. 5697, поврежденный вражеским огнем и совершивший посадку на аэродроме Веретени(уровень повреждения 20%). Учитывая описанные выше обстоятельства потерь 7./JG 54, а так же то, что III./JG 54 в это время базировалась на аэродроме Веретени, можно предположить, что потери из перечня Генерал-квартирмейстера и есть искомые потери 7./JG 54 - просто на каком-то этапе 3-я группа (III./JG 54) по ошибке превратилась в 3-й отряд (3./JG 54). Правда, согласно дневнику Остерманна, после боя он совершил посадку на аэродром около Луги, на который 7./JG 54 перебазировалась утром 1-го августа. Что касается I./JG 54, то она в тот день базировалась на аэродроме Овсище в 70 км к северо-западу от Луги, так что в бою в районе Луги ее самолеты вполне могли участвовать. Но зачем было бы поврежденному самолету из 3./JG 54 вместо того, чтобы вернуться на свой аэродром, лететь более 100 км на юг до Веретеней? В исследовании "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" вопрос с этими двумя потерями решен следующим образом: WrNr. 9619 указан как самолет Шольца, разбитый на посадке в р-не Луги после воздушного боя, степень повреждения не указана; WrNr. 5697(в исследовании - 9697) указан как самолет 3./JG 54, поврежденный вражеским огнем и совершивший вынужденную посадку в р-не Веретени, получив 20% повреждения; дополнительно в потерях III./JG 54 указан Bf 109F-2 Остерманна, севший на живот в р-не Луги после воздушного боя, заводской номер и степень повреждения не указаны. В моих расчетах обе потери из перечней Генерал-квартирмейстера отнесены на счет III./JG 54, а дополнительная потеря введенная в исследовании Прина не учитывается.
Боевой путь Гюнтера Шольца заслуживает того, чтобы уделить ему несколько строк. Свое боевое крещение Шольц получил в Испании в составе 3.J/88 под командованием Адольфа Галланда, а затем Вернера Мёльдерса. Там же он одержал первую победу, сбив 19.08.1938 республиканский И-16. К началу Второй Мировой войны Шольц был командиром 1./JG 21 и уже 1-го сентября выполнил свой первый боевой вылет в Польской кампании. До вторжения в Советский Союз он участвовал в разгроме Франции, битве за Британию, Балканской кампании, одержав 8 воздушных побед. Все это время он оставался командиром того же отряда, который летом 1940 г. был переименован в 7./JG 54. 1.08.1941, после своей 21-й победы в ВМВ и неудачной вынужденной посадки, Шольц получил компрессионный перелом позвоночника и следующие 6 недель провел на излечении в Германии. 18.09.1941 он вернулся в часть и уже на следующий день пополнил свой боевой счет еще одной победой. В феврале 1942 гауптман Шольц был назначен командиром IV./JG 1, вскоре после этого переименованной в III./JG 5, которая весной 1942 была переброшена в северную Норвегию, на самый северный участок Советско-Германского фронта. 18.08.1943 Шольц одержал свою последнюю воздушную победу - 34-ю в ВМВ, 35-ю с учетом победы в Испании, а в сентябре был назначен командиром JG 5. В конце войны оберстлейтенант Шольц совмещал должности командующего истребительного командования Норвегия (Jafü Norwegen) и командира JG 5. После войны жил в ГДР. Умер осенью 2014 года на 103-м году жизни.


В рамках данной работы я не ставил перед собой задачу разделить потери на категории в зависимости от вызвавших их причин и обстоятельств в которых они были понесены (боевые/не боевые, потерянные в воздушных боях/сбитые зенитным огнем/потерянные в авариях и т.п.), поскольку корректно сделать такое распределение только на основе информации, представленной в перечнях Генерала-квартирмейстера невозможно. Попытаться это сделать можно только по результатам полноценного анализа каждого эпизода с поиском всей необходимой для этого информации. Сколько времени и усилий требуется для выполнение такой работы, думаю, понятно и без моих пояснений. Поэтому в таблицах приведены только общие цифры потерь, в которые включены все потери боевых самолетов, понесенные боевыми частями одноместных истребителей на Советско-Германском фронте - в воздухе, на земле, брошенные и уничтоженные при отступлении и т.д. Единственным исключением являются достоверно известные случаи перелета (дезертирства) экипажей хорватского и словацкого отрядов на сторону советских войск. Потерянные в результате этого самолеты в общие цифры потерь не включены, а вместо этого указаны в примечаниях.

Указанные в таблицах цифры потерь подсчитаны с использованием тех же критериев, что использовались при подсчете численности боевых частей одноместных истребителей, действовавших на Советско-Германском фронте, которые были описаны в разделе "Условности и исключения" 2-й части данной работы. При этом в тех случаях, когда самолет был потерян при перелете на ТВД с аэродромов, находящихся за его пределами, или наоборот при перебазировании за пределы ТВД, вопрос об их учете решался в зависимости от того, где произошло данное происшествие - в число потерь на Советско-Германском фронте включались только те происшествия, которые произошли на территории указанной в пунктах 2-4 вышеупомянутого раздела.

Используемая в перечнях потерь Генерала-квартирмейстера Люфтваффе методика представления тяжести полученных самолетом повреждений в виде процентов повреждения широко известна и останавливаться на ней подробно нет необходимости. Единственный момент на который хотелось бы обратить внимание - это то, что прямой зависимости между процентами повреждения присвоенными поврежденной машине и ее дальнейшей судьбой не было. Известны случаи, когда самолеты получившие 60-70 и более процентов повреждения проходили заводской ремонт и продолжали летать, а при других обстоятельствах могли списать самолет, которому был присвоен гораздо меньший процент повреждения. Это же касается и возможности ремонта силами части - в некоторых случаях в части/полевых мастерских могли отремонтировать машину, получившую 30% повреждения, при этом самолеты с 20% повреждений нередко отправляли в заводской ремонт. При этом отправленный в ремонт самолет мог получить дополнительные повреждения/уничтожен в процессе транспортировки или разобран на запчасти для ремонта других машин на заводе, о чем ни штаб боевой части, ни работники 6-го отдела управления Генерала-квартирмейстера, составляющие свои перечни потерь на основе донесений этих частей, узнать в принципе не могли. Тем не менее, сами составители перечней потерь Генерала-квартирмейстера Люфтваффе, в целях учета, использовали уровень повреждения в 60% в качестве условной границы между уничтоженным и поврежденным самолетом. Мы будем придерживаться того же правила. Во всех следующих далее таблицах и диаграммах под термином "уничтоженный" понимается самолет, уровень повреждения которого лежит в диапазоне 100-60%, а под термином "поврежденный" - самолет, уровень повреждения которого лежит в диапазоне 59-10%. Сведения о самолетах, получивших менее 10% повреждения в управление Генерала-квартирмейстера Люфтваффе как правило не подавались. Тем не менее в составленные этим управлением перечни потерь входит небольшое количество записей с уровнем повреждения самолетов менее 10%. Большая их часть связана с подачей сведений о случаях гибели или ранения членов экипажа при которых самолет получил лишь незначительные повреждения. Информация об этих учтенных случаях с уровнем повреждений менее 10% приведена в таблице с помесячными данными о победах и потерях боевых частей одноместных истребителей, однако ни в расчетах, ни в других таблицах и диаграммах они не учитываются.

В перечнях потерь, составленных авторами "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945", есть небольшое количество записей, в которых вместо процента повреждения указана буква b (сокращение от немецкого bruch - разбит), означающая, что уровень повреждения данного самолета авторам исследования неизвестен. В некоторых случаях это объясняется отсутствием соответствующей информации в перечнях потерь Генерала-квартирмейстера Люфтваффе, но чаще это вызвано тем, что информацию о данной потере авторы взяли из какого-то альтернативного источника (например, летной книжки), по которому степень повреждения нельзя определить даже приблизительно. В целях данной работы все такие записи условно отнесены к категории поврежденные, т.е. считается что их уровень повреждения лежит в диапазоне 59-10%.

Поскольку перечни потерь Генерала-квартирмейстера Люфтваффе составлялись на основе донесений о потерях поступивших из штабов авиационных частей, вполне очевидно, что их полнота и достоверность, в первую очередь, зависела от добросовестности и квалификации соответствующих работников этих штабов. Внимательное изучение этих перечней показывает, что подходы к составлению донесений различались от части к части. Так, например, если одни части сообщали о каждом случае даже незначительных повреждений, то в других предпочитали не включать в донесения большинство повреждений, которые могли быть отремонтированы силами части. В качестве наглядного подтверждения этого утверждения ниже приведены диаграммы распределения уровней повреждения, полученных самолетами некоторых частей одноместных истребителей за 1943 г. Для построения диаграмм все их известные потери были разбиты на десять групп в зависимости от степени полученного повреждения: 100%; 99-90%; 89-80% и далее вплоть до 19-10%. Случаи повреждения менее 10% и те, у которых уровень повреждения неизвестен, не учитывались. Наиболее яркую картину можно наблюдать на диаграмме, иллюстрирующей распределение уровней повреждения для трех групп JG 52. Если распределение уровней повреждения у I./JG 52 и II./JG 52 очень близко к среднему для всех боевых частей одноместных истребителей, действовавших на Советско-Германском фронте в 1943 г., то у III./JG 52 наблюдается аномально низкое количество повреждений в группе 19-10% и заметно более высокая доля 100% повреждений. Если же к потерям III./JG 52 условно добавить 20 самолетов поврежденных на 19-10%, то мы получим кривую(III./JG 52 скорр.), гораздо лучше соответствующую как графикам двух других групп эскадры, так и среднему по ТВД. К сказанному стоит добавить, что в перечнях, составленных авторами "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" присутствуют 9 потерь самолетов III./JG 52 за 1943 г., для которых уровень повреждения неизвестен (в перечнях потерь Генерала-квартирмейстера Люфтваффе большинство из них отсутствует) - вполне вероятно, что большинство из них были повреждены на 19-10%. Впрочем, у двух других групп эскадры количество потерь с неизвестным уровнем повреждения ненамного меньше (3 у I./JG 52 и 8 у II./JG 52). На диаграмме распределения уровней повреждения построенной для двух групп JG 54 тоже хорошо заметен недостаток случаев с уровнем повреждения в диапазоне 29-10% у II./JG 54.



Из вышеописанной особенности перечней потерь Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе следует важный вывод о том, что сравнение количества/уровня потерь, понесенных разными частями и/или в разные периоды времени лучше делать по количеству уничтоженных самолетов, поскольку сравнение по сумме уничтоженных и поврежденных самолетов будет давать искаженный результат.

В некоторых частях существовали и куда более серьезные проблемы с отчетностью о потерях. Самый вопиющий пример в этом отношении это 15.(span.)/JG 51. За период начиная с последних месяцев 1942-го и до самого конца 1943 г. в перечнях Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе можно найти потери этого отряда только с уровнем повреждения 100%! Авторам "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" удалось увеличить перечень потерь отряда на несколько самолетов с неустановленным уровнем повреждения, но, по-видимому, значительное количество потерь отряда так до сих пор остается неизвестным. Другой неоспоримый пример - заведомо неполные данные о потерях III./JG 52 за ноябрь-декабрь 1943 г.

Впрочем, в перечнях потерь Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе можно найти ошибки и в другую сторону. Наиболее характерные из них связаны с проблемой 100% повреждений. Обычно такой уровень повреждений присваивался самолетам, упавшим или совершившим вынужденную посадку на вражеской территории, в море или в недоступной местности, а также пропавшим самолетам, установить судьбу и местонахождение которых было невозможно. Проблема с учетом этих, казалось бы безвозвратно потерянных самолетов, заключается в том, что иногда их находили и эвакуировали, при этом исправления в перечни потерь вносились далеко не всегда. В качестве характерного примера можно привести самолет командира II./JG 53 гауптмана Гейнца Бретнютца, сбитого в воздушном бою утром 22.06.1941 и совершившего вынужденную посадку на советской территории. Раненый Бертнютц умер от гангрены 27.06.1941, а его самолет, вошедший в перечень потерь Генерала-Квартирмейстера Люфтваффе как 100% уничтоженный, был вскоре найден, эвакуирован и отремонтирован (впоследствии разбит в аварии 23.10.1942 в составе Erg. JGr Süd). В перечнях потерь исследования "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945" степень повреждения этого самолета не указана. В приведенных далее таблицах он учтен как поврежденный (уровень повреждения 59-10%).

Не смотря на все отмеченные выше недостатки, перечни потерь боевых частей Генерала-квартирмейстера Люфтваффе, исправленные и дополненные авторами "Die Jagdfliegerverbände der Deutschen Luftwaffe 1934 bis 1945", дают достаточно полную картину потерь боевых частей одноместных истребителей Люфтваффе на Советско-Германском фронте в рассматриваемый нами период времени. По моей оценке, погрешность общих цифр потерь по всем боевым частям одноместных истребителей составляет не более нескольких процентов и мало изменяется на протяжении рассматриваемого периода, что позволяет использовать их для анализа изменения интенсивности и эффективности боевой работы немецкой истребительной авиации. Что касается цифр потерь по отдельным частям, то для них величина погрешности может быть значительно больше, а полнота данных о потерях заметно изменяться от части к части.


Необходимая оговорка

Одним из важнейших показателей для оценки эффективности истребительной авиации при выполнении основной для нее задачи - завоевании господства в воздухе - является отношение количества сбитых самолетов противника к собственным потерям, понесенным в воздушных боях. К сожалению, данные приведенные в этой работе позволяют рассчитать только отношение количества воздушных побед к общим потерям, которое, как по численному значению, так и по смыслу существенно отличается от соотношения потерь сторон в воздушных боях.

Количество воздушных побед, как известно, редко соответствует действительным потерям понесенным противоборствующей стороной. Отношение заявленных побед к действительным потерям противника в воздушных боях обычно называют коэффициентом завышения побед. И этот коэффициент не является постоянным. Он может заметно изменяться в зависимости от периода времени, части, характера выполняемых задач, количественного и качественного состава противоборствующей авиации, масштаба воздушных боев и т.д. Так, к примеру, средний коэффициент завышения для побед, заявленных истребителями Люфтваффе на Советско-Германском фронте в 1943 г. был заметно больше, чем в 1941-м.

С другой стороны, отношение потерь немецких истребителей в воздушных боях к их общим потерям так же не было одинаковым для разных частей и периодов времени. Вполне естественно, что в периоды низкой боевой активности доля боевых потерь в целом и потерь в воздушных боях в частности будет заметно ниже, чем в периоды интенсивных воздушных боев. Именно этим обстоятельством объясняется заметное снижение отношения количества воздушных побед к общим потерям в периоды низкой активности истребительных частей Люфтваффе на Советско-Германском фронте.

Тем не менее, при правильном понимании смысла отношения количества воздушных побед к общим потерям и грамотном учете описанных выше обстоятельств и ограничений, его вполне допустимо использовать для анализа эффективности боевых действий истребительной авиации.















Барбаросса и Цитадель

Из представленных выше таблиц и диаграмм хорошо видно, что интенсивность боевых действий авиации обеих сторон на Советско-Германском фронте очень сильно изменялась от месяца к месяцу. При этом, вполне предсказуемо, максимальная активность авиации приходится на периоды наиболее интенсивных боевых действий на сухопутном фронте. За рассматриваемый промежуток времени можно выделить три ярко выраженных пика активности - июнь-июль 1941-го (вторжение), август 1942-го ("Ни шагу назад") и июль 1943-го ("Цитадель"). При этом наибольшие потери (как абсолютные, так и относительные, приведенные к среднемесячной численности) части немецких истребителей понесли течение первого месяца вторжения в Советский Союз в 1941 г. и в период Курской битвы летом 1943 г. В приведенной ниже таблице представлено сравнение обобщенных результатов боевых действий частей одноместных истребителей Люфтваффе, достигнутых за первые 30 дней вторжения в Советский Союз летом 1941 г. и за соответствующий промежуток времени лета 1943 г., начиная с первого дня операции "Цитадель". Далее представлены диаграммы иллюстрирующие результаты подневного сравнения. Среднемесячная численность одноместных истребителей в составе боевых частей Люфтваффе на Советско-Германском за период 22.06 - 21.07.1941 подсчитана на основе еженедельных докладов Einsatzbereitschaft der Fliegende Verbände способом, описанным в разделе "Метод подсчета" 2-й части данной работы. Для периода 5.07 - 3.07.1943 в качестве среднемесячной численности принято среднее арифметическое значений численности на 1.07.1943 и 1.08.1943.









Bf 109 vs Fw 190

Первой истребительной группой на Советско-Германском фронте получившей на вооружение Fw 190A стала I./JG 51. В августе 1942 г. она была выведена в Йесау для получения новых самолетов и переучивания, а уже в начале сентября вернулась на фронт и приступила к боевой работе. Еще несколько действовавших на Востоке истребительных частей получили Fw 190A в ноябре-декабре и до конца года едва успели начать их боевое использование. За последние месяцы 1942 г. летчиками Фокке-Вульфов на Советско-Германском фронте было одержано всего 97 воздушных побед, при этом собственные потери по всем причинам составили 8 уничтоженных и 17 поврежденных самолетов. По-настоящему широкое распространение на Советско-Германском фронте эти истребители получили только в 1943 г. Ниже приведено сравнение основных результатов боевой работы частей, вооруженных истребителями Мессершмитт Bf 109 и Фокке-Вульф Fw 190A, за 1943 г.


Все воздушные победы разделены на три группы - победы, одержанные на Bf 109, победы, одержанные на Fw 190 и победы для которых невозможно точно установить на каком именно типе самолета они одержаны. В третью группу включены победы, одержанные летчиками I./JG 54 в январе-феврале и II./JG 54 в период с мая по август 1943 г. В указанные периоды времени эти группы перевооружались с Bf 109G на Fw 190A и вели боевую работу на истребителях обоих типов. При этом, как в случае с I./JG 54, так и в случае с II./JG 54, основная часть боевой работы выполнялась на Fw 190, на них же была одержана и большая часть воздушных побед. Косвенным подтверждением этого могут служить и приведенные в таблице потери, понесенные этими группами в указанные периоды времени.
В январе-феврале 1943 г. значительную часть потерь истребительных частей, действовавших на южном участке Советско-Германского фронта, составили самолеты уничтоженные или брошенные на оставленных при отступлении аэродромах. Поскольку все, действовавшие на юге истребительные части были вооружены Мессершмиттами, учет этих потерь ставит сравниваемые типы самолетов в неравные условия. Для того, чтобы исключить влияние этого фактора, общие потери были разделены на две части - потери, понесенные в воздухе и потери на земле. При этом к потерям воздухе отнесены все случаи потерь и повреждений самолетов, которые произошли с ними в промежуток времени от начала разбега при взлете до окончания пробега после посадки. Все остальные потери самолетов, включая разбившиеся/поврежденные при рулении по аэродрому, уничтоженные в результате воздушных ударов противника, потерянные в результате чрезвычайных происшествий на земле, брошенные и уничтоженные при отступлении - отнесены к потерям на земле.
На приведенных ниже диаграммах сравниваются помесячные результаты боевой работы частей одноместных истребителей, вооруженных самолетами Bf 109 и Fw 190 - общее количество воздушных побед и отношение воздушных побед к потерям (общим и в воздухе). Дополнительно приведены диаграммы с результатами, показанными некоторыми наиболее результативными группами.

На основе представленных данных можно сделать вывод, что перевооружение на Fw 190 привело к качественному усилению действовавших на Советско-Германском фронте частей одноместных истребителей, которое позволило в течение 1943 г. сохранить соотношение между воздушными победами и понесенными потерями практически на том же уровне, который был достигнут в 1942 г.





Tags: Jagdverbände, luftwaffe
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments