gull (gull) wrote,
gull
gull

Categories:

Последний бой Владимира Серова. Часть 2



Часть 1

Старший лейтенант Василий Мыхлик (будущий дважды Герой Советского Союза) вел 12 Ил-2 566 шап 277 шад на штурмовку вражеских войск, подходящих к фронту по дороге Юустила – Пиртти. Группа шла на высоте 400 м в колонне из трех четверок, каждая из которых была построена правым пеленгом. Дистанция между первой и второй четверкой составляла 250-300 м, а третья четверка на маршруте к цели сильно отстала от второй. Истребителей сопровождения не было. При подходе к цели штурмовики встретили большую группу Мессершмиттов – по докладам советских летчиков вражеских истребителей было десять. В момент, когда первая четверка Илов начала переходить в планирование для атаки, шесть Ме-109 атаковали вторую четверку (ведущий лейтенант Николай Юрьев), а четыре вражеских истребителя остались на высоте; впоследствии первую и третью четверку Ил-2 атаковали по паре Ме-109. Несмотря на противодействие истребителей, все штурмовики выполнили по одному заходу на колонну вражеских войск и только после этого на бреющем полете стали уходить домой. По результатам удара группе было засчитано два уничтоженных или поврежденных грузовика, один легковой автомобиль, 15 велосипедистов и до взвода убитых солдат и офицеров противника.

Командир 4./JG 54 лейтенант Хайнц Вернике перед Фокке-Вульфом Fw 190A "белая 12 + –", аэродром Иммола, 9 июля 1944.
Вернике был почти на два года старше Владимира Серова, но на фронт они впервые попали практически одновременно – в начале 1942. К моменту перелета на Карельский перешеек он уже входил в число наиболее результативных асов II./JG 54 - на его счету было 50 воздушных побед. Период боев в Финляндии оказался одним из самых удачных в его карьере. После того, как за несколько дней 4./JG 54 потерял командира гауптмана Алои и ведущего аса обер-лейтенанта Гроллмуса, Вернике, лишь недавно произведенный в лейтенанты, был назначен командиром отряда. Не меньших успехов он достиг и в воздухе – менее чем за месяц он одержал 20 воздушных побед, что сделало его вторым по результативности летчиком-истребителем авиагруппы Кульмай. А первым по результативности в авиагруппе стал его подчиненный унтер-офицер Йозеф Кварда, одержавший над Карельским перешейком 21 воздушную победу. Интересно, что до прибытия в Финляндию на счету Кварды было только 2 подтвержденных победы. 30 сентября 1944 лейтенант Вернике был награжден Рыцарским крестом, а свою последнюю, 117 воздушную победу, он одержал 27 декабря 1944 в бою с истребителями 14 ИАК. Хайнц Вернике погиб при возвращении после этого боя, когда его истребитель столкнулся с самолетом ведомого. (с) SA-kuva


Вероятнее всего, первую атаку на штурмовики 566 шап произвела группа Bf 109G-6 HLeLv 34, к которой успел присоединиться Юутилайнен, а некоторое время спустя их поддержали и несколько истребителей HLeLv 24. В мемуарах Юутилайнена можно найти подробное описание завязки этого боя (детали, которые явно не соответствуют действительности, выделены подчеркиванием, при необходимости в скобках приведены мои пояснения):

"Мы были к западу от Тали и шли курсом на север на высоте 2000 метров (не более 1000 м – gull), когда я увидел левее и ниже нас около сорока штурмовиков Ил-2, летевших на малой высоте к Юустиле. Я и Люлю были замыкающей парой в группе, и из этой позиции мы перешли в разворот со снижением вслед за вражескими самолетами, одновременно сообщая по радио об их появлении и местоположении остальным летчикам группы.
Обернувшись назад, я увидел, что все они, один за другим, разворачиваются в атаку, образовав ровную колонну. Вместе с Ил-2 были истребители сопровождения, но увидев нас они ушли.
Мой заход был слишком крутым и слишком быстрым, поэтому я немного отвернул вправо, а затем продолжил атаку, зайдя в хвост крайнему самолету на правом фланге группы. Я приблизился к нему, взял небольшое упреждение и открыл огонь. Самолет загорелся и вскоре был полностью охвачен пламенем, огненный хвост которого вытянулся за ним метров на десять. Когда я выходил из атаки наверх, я заметил поток трассирующих пуль, протянувшийся из пламени в мою сторону – его хвостовой стрелок продолжал яростно стрелять по мне.
Удивительно, но несмотря на пламя, самолет продолжал удерживать свое место в строю. После того, как группа пересекла дорогу Юустила – Тали, она начала набирать высоту, чтобы пройти над грядой скал, лежащей перед ними. Пилот горящего самолета, видимо, не мог ее увидеть, так-как когда группа проходила над грядой, он врезался в ее вершину. От горящих обломков самолета на вершине гряды возник сильный пожар."


Замыкающий (крайний правый) самолет в четверке Юрьева пилотировал рядовой Тимофей Елков, воздушным стрелком в его экипаже был рядовой Григорий Глебов – оба они в этом бою погибли. Это был единственный Ил-2 потерянный группой Мыхлика непосредственно над Юустилой. Именно его и атаковал Юутилайнен, впрочем, кроме него сбитые Ил-2 в районе Юустилы заявили еще два финских летчика. Тимофей Елков по национальности был чукчей – он был одним из первых выпускников Анадырьского аэроклуба, созданного в 1938 году. Затем он окончил 2-ю объединенную школу пилотов и авиатехников ГВФ в Тамбове, работал в аэропорту на мысе Шмидта. В 1944 году он был призван в армию и, пройдя переподготовку, 27 мая прибыл в 566 шап. Свой первый боевой вылет он выполнил 9.06.1944, а уже 21 июня был награжден орденом Красной Звезды за 10 успешных боевых вылетов.

Еще один Ил-2 из четверки Юрьева, с экипажем из старшего лейтенанта Николая Степанова и младшего сержанта Александра Зайцева, был тяжело поврежден, летчик и стрелок были ранены. Раненный летчик сумел дотянуть до озера Няюкки-Ярви (около 15 км к югу от Тали) и при посадке на лес разбил самолет. Самолеты Николая Юрьева и его ведомого также были сильно повреждены, но смогли дойти до аэродрома. Отражая атаки финских истребителей лейтенант Юрьев и его стрелок старший сержант Мухамет Булатов заявили об уничтожении по одному Ме-109 каждый.

Все Илы четверки старшего лейтенанта Мыхлика также были повреждены вражескими истребителями, и прийдя на свой аэродром все четыре летчика совершили посадки на фюзеляж. Легче всего отделалась третья четверка старшего лейтенанта Петра Понякова. Ее попыталась атаковать пара финских истребителей, но один из-них проскочил вперед и попал под огонь Понякова (которому был засчитан сбитый Ме-109), после чего эту четверку оставили в покое, тогда как две другие преследовали "до израсходования боеприпасов"(по крайней мере так это выглядело для советских летчиков). Всего по результатам боя с группой Мыхлика финские истребители заявили 7 сбитых Ил-2 – 3 в районе Юустилы и 4 в радиусе 2-3 км от Тали.


В акте расследования причин летных боевых потерь, составленном по итогам боя четверки Серова говорится о том, что вылет группы был произведен "по сигналу с КП командира дивизии". Вероятно группа была вызвана после того, как на ВПУ обнаружили приближающуюся группу Бленимов PLeLv 48. Учитывая низкую облачность, стоявшую в тот день над Тали, можно предположить, что финские бомбардировщики были обнаружены незадолго перед выходом на боевой курс. Время взлета группы Серова – 14:10. Если принять во внимание выдвинутую ранее версию о том, что часы, использовавшиеся при составлении советских документов, отставали от финских на 5-10 минут, то получается, что вылетела она уже после того, как Бленимы сбросили бомбы. Впрочем, в данном случае эта разница во времени не имеет существенного значения – расстояние по прямой от аэродрома Яппиля до переправы равно 62 км, так что четверке Ла-5 потребовалось не менее 8-10 минут, чтобы долететь до нее. Поэтому в любом случае, когда над переправой появились советские истребители, никаких вражеских бомбардировщиков над ней уже не было. Зато вскоре над ней появились финские истребители, которые, выполнив задачу по сопровождению Бленимов, вернулись к линии фронта. Один из этих истребителей пилотировал фельдфебель Нильс Катаяйнен из HLeLv 24:

"Время 14:05-15:20, высота 3000-100 м. Над Тали встретили несколько групп по 4-5 Ла-5. Обстреляв один Ла-5 в вираже, я ушел вверх, так-как у меня на хвосте были две другие машины. В это время лейтенант Сааринен наблюдал, что обстрелянный мной Ла-5 упал в Лююкюлянярви. В конце полета, уже возвращаясь домой, увидел тринадцать Ил-2 к северо-западу от района Карисалми – Репола. Вместе с лейтенантом Саариненом мы атаковали их, я дважды обстрелял Ил-2 сбоку, после чего он сильно задымил и пошел вниз. Второй Ил-2 упал в лес в районе Манниккала. Бой проходил на высоте 10-3000 м. Мой самолет MT-436."

Вполне очевидно, что в этом рапорте идет речь о завязке боя группы Серова с финскими истребителями – ведь уже после первой атаки группа распалась и после этого Катаяйнен не мог бы наблюдать более двух Ла-5 одновременно. Когда Серов резким маневром последовал за проскочившими слева от него Мессершмиттами, шедший за ним в левом пеленге Николай Ташлыков не смог удержаться в строю и оторвался от группы. Именно его и обстрелял Катаяйнен, которого, в свою очередь, атаковал Серов вместе с ведущим второй пары Владимиром Головачевым. Остатки Ла-5 Ташлыкова были обнаружены поисковыми отрядами "Варяг-2" и "Группа Безымянная" в 2007 году на дне озера Смирновское (на современных картах обозначены три сообщающиеся озера – Смирновское, Большое и Малое Лисицинские, на большинстве финских карт военного времени эти три озера обозначались как одно озеро Лююкюлянярви). При подъеме обломков из озера в них были обнаружены останки летчика – младший лейтенант Николай Ташлыков навсегда остался в своем самолете. Ведущему группы HLeLv 34 капитану Олли Пухакке в этом вылете так же был засчитан сбитый Ла-5 в районе оз. Лююкюлянярви. К сожалению, никаких подробностей об обстоятельствах, в которых была одержана эта победа, на данный момент обнаружить не удалось. Поэтому нельзя исключать, что Пухакка также атаковал самолет Ташлыкова и наблюдал его падение в озеро. Впрочем, его победа могла быть заявлена и при совсем других обстоятельствах.

После того, как Катаяйнен ушел к облакам из-под атаки пары Серова, он, видимо, потерял советские истребители из вида, и в дальнейшем в бою с ними не участвовал. Через некоторое Катаяйнен заметил возвращающиеся домой Ил-2 группы Мыхлика. Стоит отметить, что он достаточно точно оценил количество советских самолетов – после потери Ил-2 Елкова в группе 566 шап оставалось 11 машин, тогда как Катаяйнен насчитал 13. Учитывая, что Катаяйнен атаковал Илы в паре с Саариненом, и то, что каждый из них заявил по две победы, можно осторожно предположить, что объектом их атак была первая четверка, которую вел сам Василий Мыхлик. Перед тем как перейти к описанию следующего эпизода, необходимо обратить внимание на некоторые нестыковки в имеющихся данных о действиях в этом вылете лейтенанта Йормы Сааринена. Согласно опубликованным перечням побед финских летчиков, одна из двух побед, заявленных Саариненом в этом бою, была одержана в районе Юустилы. Однако Катаяйнен в своем рапорте пишет, что он заметил Ил-2 к северо-западу от района Карисалми – Репола, приблизительно в 8-10 км к востоку от Юустилы. При этом штурмовики уже возвращались домой, то есть удалялись от Юустилы. Вряд ли возможно представить, что Сааринен действовал совместно с Катаяйненом во время боя с Ла-5, затем разделившись с ним успел сбить Ил-2 в районе Юустилы, а после этого сумел вновь присоединиться к Катаяйнену, чтобы вместе с ним атаковать штурмовики в районе Тали. Скорее всего обе победы Сааринена были заявлены в районе Тали, а указание на то, что одна из них была одержана в районе Юустилы – ошибочно. Другим ключевым моментом, связанным с лейтенантом Саариненом является то, что согласно книге учета полетов с аэродрома Лаппеенранта, он произвел посадку уже в 14:45 – первым из всех летчиков, участвовавших в прикрытии Бленимов.

Задачей звена старшего лейтенанта Сергея Федякова из 872 шап 281 шад была разведка передвижений войск противника по дороге Выборг – Хамина, идущей вдоль западного берега Выборгского залива. В районе Сурпяля штурмовики были атакованы вражескими истребителями, однако сумели отбиться от них и без потерь уйти на свою территорию. Но Сергей Федяков не зря считался одним из самых бесстрашных и решительных летчиков полка (еще 19.03.1944 он был представлен к званию Героя Советского Союза, которое ему было присвоено 19.08.1944) – сделав круг над Выборгским заливом, три Ил-2 вернулись к дороге, чтобы продолжить выполнение задания. В районе Нисалахти группа вновь была атакована парой вражеских истребителей, которые советские летчики опознали как Ме-109. Федяков попытался оторваться от них, уведя группу к восточному берегу залива, но на этот раз противнику удалось поджечь самолет его ведомого младшего лейтенанта Виктора Юкова. Летчику удалось перетянуть через Выборгский залив, но при выполнении вынужденной посадки на лес в районе Калиала (полуостров Киперорт) его Ил-2 взорвался, Виктор Юков и воздушный стрелок младший сержант Юрий Зайцев погибли. Из всех известных воздушных побед, заявленных финскими и немецкими летчиками в этот день, попытаться связать с этим эпизодом можно только одну – Ил-2, сбитый унтер-офицером Йозефом Квардой из 4./JG 54. В известном перечне побед летчиков Люфтваффе, составленном Тони Вудом, указано, что эта победа была одержана в 14:12 (время, как обычно, мною переведено в московское) в квадрате 81423. В справочнике Мэтьюса и Формена (A. J. Mathews, J. Foreman – Luftwaffe Aces. Biographies and Victory Claims) для этой же победы указано время 14:52 и место – район Выборга (в этом справочнике в большинстве случаев вместо координат указывается расстояние до ближайшего крупного населенного пункта). Основным источником информации о воздушных победах для обеих работ являлись микрофильмы с перечнями побед отдела личного состава Верховного командования Люфтваффе. Большинство из этих перечней являются рукописными, а часть микрофильмов имеет низкое качество снимков, что делает некоторые записи едва различимыми или вовсе нечитаемыми. То, что для победы Кварды в работах Вуда и Мэтьюса/Формена указано разное время, объясняется различной интерпретацией неразборчивого фрагмента текста с соответствующего микрофильма. Квадрат с координатами 81423 расположен непосредственно к северо-востоку от Выборга и соответствует району Таммисуо. Нисалахти и Калиала находятся к юго-западу от него на расстоянии в 22 и 30 км соответственно – это слишком большое расстояние, чтобы его можно было объяснить ошибкой летчика, заявившего победу. А вот квадрат 81473 находится в всего в 9 км от Калиалы (сама Калиала расположена в квадрате 81477) – и подобная ошибка в интерпретации неразборчивого рукописного текста вполне вероятна. Впрочем, все вышесказанное не исключает возможности того, что Ил-2 Юкова был сбит каким-то другим немецким летчиком, чья заявка по какой-то причине не попала в сохранившиеся перечни побед отдела личного состава Верховного командования Люфтваффе.

Следующая немецкая воздушная победа над Карельским перешейком была одержана командиром 4./JG 54 лейтенантом Хайнцом Вернике, который в 14:42 заявил об уничтожении Ла-5 в 3-х километрах к югу от Выборга на высоте 800 м. Это место находится в глубине советской территории, примерно в 10 км к югу от района, в котором группа Серова вступила в бой с финскими истребителями, а высота 800 м примерно соответствует высоте нижней кромки облаков. Из советского описания боя группы Серова становится понятно, что Вернике атаковал самолет младшего лейтенанта Петра Сошина. Проведя атаку на финский Мессершмитт Сошин оторвался от группы и вышел из боя уходом в облачность, "при выходе из которой был сзади под ракурсом 2/4 атакован парой МЕ-109, из-под удара вышел правым разворотом и маскируясь облачностью ушел на свой аэродром." К сожалению, неизвестно никакой информации из немецких источников о составе группы Вернике в этом вылете. Однако исходя из того, что во всех трех эпизодах боев (с группой Федякова, с Сошиным и в дальнейшем с парой Серова) советские самолеты атаковывала пара немецких истребителей, можно предположить, что Вернике вылетал на свободную охоту в паре Квардой. Маловероятно, что Вернике и Кварда в двух первых эпизодах действовали независимо друг от друга в разных парах, которые затем, практически одновременно, атаковали остатки группы Серова.

Потеряв из виду Ла-5 Сошина, пара Вернике пошла на север, где немецкие летчики заявили еще две воздушные победы. Вернике – Ла-5 в 14:47 на высоте 50 м, место не указано; Кварда – Ла-5 в 14:48 (по Мэтьюсу/Формену – в 16:43!) на высоте 800 м в квадрате 81209 (у Мэтьюса/Формена место не указано). Здесь мы вновь имеем дело с неправильно интерпретированным текстом из микрофильма. Дело в том, что квадрата с приведенными выше координатами не существует – числа в трех младших разрядах не могут принимать значение 0. Если же заменить 0 на наиболее близкую по написанию цифру 9, то получится квадрат 81299, в котором расположена восточная часть озера Лююкюлянярви. Учитывая, что никаких других советских истребителей в районе линии фронта в это время не было, нет никаких сомнений, что Вернике и Кварда атаковали пару Серова, которая в это время, вероятно, все еще была связана боем с финскими Мессершмиттами: "При выходе из атаки левым разворотом ст. л-т СЕРОВ и мл. лейтенант ГОЛОВАЧЕВ были из-за облаков атакованы сзади в хвост 2 МЕ-109. В результате мл. л-т ГОЛОВАЧЕВ был подбит, вышел из боя левым разворотом со скольжением и ушел на свой аэродром." Если верить данным из "Акта расследования причин летных боевых потерь" о спускающемся на парашюте летчике, который "тянул на нашу территорию, но ветром был отнесен в расположение войск противника", то получается, что Серова сбил Кварда (победа Вернике была одержана на высоте 50 м – даже если бы советский летчик успел покинуть самолет с парашютом, никуда тянуть с этой высоты он бы уже не смог). Эту же версию подтверждает и очередность побед – согласно приведенному выше отрывку из описания воздушного боя, в то время, когда самолет Головачева был подбит, Серов еще продолжал драться, а также то, что Головачев выходил из боя резким снижением – что соответствует высоте 50 м, которую указал Вернике в своей заявке.

Конечно же, приведенная выше версия последнего боя Владимира Серова не является единственно возможной или окончательной. Это всего лишь реконструкция наиболее вероятного варианта событий, выполненная основе анализа доступного автору комплекса документов (далеко не полного). Надеюсь, что со временем станут известны новые данные о событиях этого дня, которые позволят проверить правильность сделанных выше предположений.

Владимир Головачев сумел довести поврежденный истребитель до своего аэродрома, но при выполнении посадки на фюзеляж разбил самолет, а сам был легко ранен. Свой следующий боевой вылет он совершил только через месяц – 25 июля 1944. Поражение в бою 26 июня и потеря непобедимого командира надломили психику летчика – в августе 1944 по решению командира дивизии Головачев был лишен денежного вознаграждения за 50 успешных боевых вылетов "так-как тов. Головачев с целью самосохранения в бою уходил с поля боя". Впрочем, вскоре ему удалось преодолеть временную слабость – 16 декабря лейтенант Головачев был награжден орденом Красного Знамени, а всего через три недели, 9 января 1945 – орденом Красной Звезды. Из четырех летчиков 159 иап, вылетевших на задание в 14:10 26 июня 1944 года, Владимир Головачев оказался единственным, кому посчастливилось пережить Великую Отечественную войну.
Tags: luftwaffe, suomen ilmavoimat, ВВС КА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments