gull (gull) wrote,
gull
gull

Categories:

Доклад о движении самолето-моторного парка ВВС КА за 1942 год.



Комментарии к докладу:
Учет самолетного парка в ВВС КА, 1941-1942. Часть 1


Парк самолетов ВВС КА на 1-е января 1942 состоял из 17 936 самолетов. В том числе: истребителей 6628 самолетов, бомбардировщиков 3631 самолет, штурмовиков и разведчиков 1766 самолетов, из них Ил-2 – 203 самолета, учебно-тренировочных и разных 5911 самолетов. От общего парка самолетов: истребители составляли 37%, бомбардировщики 20%, штурмовики и разведчики 10%, учебно-тренировочные и разные 33%.

Из группы истребителей новая материальная часть составляла всего лишь 19%, из них: Як-1 – 5%, Як-7 – 3%, ЛаГГ-3 – 11%. Кроме того, в группе истребителей импортная материальная часть составляла 11%, из них: Тамагаук – 4%, Харрикейн – 7%. Остальные же 70% падали на самолеты И-16 – 34%, И-15 – 13%, И-153 и И-5 – 13%, МиГ-3 – 10%.

По бомбардировщикам: новая материальная часть Пе-2, Пе-3, Пе-8, ДБ-3, Ил-4 и Ли-2 – составляла 33%, остальные 67% составляли самолеты СБ, ТБ-3, Су-2, Ер-2.

По штурмовикам и разведчикам новая материальная часть – Ил-2 составляла всего лишь 12%, остальные 88% составляли самолеты Р-5, Р-Зет, ССС, Р-10.

Таким образом, от всего парка самолетов ВВС КА новая материальная часть составляла всего лишь 18,5%. Причем, военно-воздушные силы Красной Армии особенно слабо были насыщены самолетами Ил-2, Пе-2, Як-7, Як-1. Самолетов же Ла-5 на вооружении Красной Армии на 1-е января 1942 года совершенно не было.

Як-1 заводской № 2985 выпуска завода № 292 после переоборудования, выполненного заводом № 115, на испытаниях в НИИ ВВС КА, сентябрь 1942 г. На самолете установлены мотор М-105ПФ и винт ВИШ-61П диаметром 3,0 м.
На момент выпуска с завода самолет № 2985 представлял из себя стандартный серийный Як-1 производства лета 1942 года. 8 августа его отправили лётом в состав 6 ИАК ПВО, где передали в 562 иап. Однако всего через несколько недель он был отправлен на завод № 115 и модифицирован в очередной прототип истребителя с улучшенным обзором. На самолете переделали верхний гаргрот фюзеляжа, фонарь кабины и бронеспинку, установили переднее и заднее бронестекла, а также зеркало для обзора задней полусферы. Коллиматорный прицел ПБП-1 заменили на механический кольцевой, сняли два ШКАСа и вместо них поставили один крупнокалиберный УБС с удлиненной газоотводной трубой. Кроме того, на самолет были установлены радиоприемник, умформер для питания радиопередатчика и радиомачта с двухлучевой антенной. Для того, чтобы улучшить температурный режим силовой установки, на машину поставили увеличенный маслорадиатор ОП-352, а также сняли защитную сетку с гондолы водорадиатора. Были приняты меры и для снижения аэродинамического сопротивления – для этого были переделаны капоты мотора и зализы крыла, установлено убирающееся хвостовое колесо и сняты установки реактивных орудий. В таком виде 2985 был передан на испытания в НИИ ВВС КА.
Летная программа испытаний была выполнена всего за два дня – 16-17 сентября 1942 (ведущий летчик – майор Валентин Хомяков). Всего было сделано пять полетов, общей продолжительностью 3 ч. 55 мин., в ходе которых была произведена тарировка указателя скорости, определены максимальные горизонтальные скорости по высотам и скороподъемность (до высоты 5000 м), а также установившиеся температуры воды и масла на режиме максимальной скорости. Максимальная скорость у земли составила 508 км/ч (при наддуве 1035 мм рт. ст.), на первой границе высотности (1900 м при наддуве 1035 мм. рт. ст.) – 548 км/ч, на второй границе высотности (3750 м при наддуве 1075 мм. рт. ст.) – 570 км/ч. Время набора высоты 5000 м равнялось 5,9 мин. Все перечисленные значения были получены при взлетном весе 2900 кг и работе мотора на 2550 об/мин.
Затем самолет был передан в тир для отстрела вооружения, в ходе которого обнаружились серьезные проблемы с установкой пулемета УБС. После 18 одиночных выстрелов согнулась передняя стойка крепления газоотводной трубы. Стойку заменили на новую, но на 12-м выстреле в режиме автоматического огня дефект повторился, и газоотводная труба под действием пороховых газов осела на каркас капота, при этом были прострелены газоотводная труба, капот и кок винта. 22-24 сентября самолет прошел ремонт на заводе № 115, в ходе которого получил серийную газоотводную трубу с вклепанным в капот желобом и усиленные кронштейны крепления. При отстреле 25 сентября из УБС удалось произвести 340 выстрелов без задержек по вине установки, после чего лопнул передний кронштейн крепления газоотводной трубы, а в ее задней стенке образовалась трещина по сварке. На этом отстрел вооружения был прекращен, после чего 25-26 сентября на 2985 были выполнены еще три полета на проверку температуры ВМГ и общую оценку машины летчиками облета. 26 сентября самолет отправили на завод № 115, там, по-видимому, злосчастный УБС был демонтирован, после чего 2985, вооруженный единственной ШВАК, был возвращен в 562 иап. Его служба в полку продолжалась до конца года, а 5 января 1943 он вновь был отправлен в ремонт на завод № 115.
Интересно, что в конце 1942 в 562 иап эксплуатировались сразу три прототипа Як-1 с улучшенным обзором, прошедшие модернизацию на заводе № 115 и в разное время испытанные в НИИ ВВС КА. Кроме 2985, это были 3560, а также 4856, на котором в октябре 1942 были проведены испытания улучшенной системы управления оружием – электроспуска для пушки ШВАК, пневмоэлектрического спуска для пулемета УБС и ручки управления самолетом "по типу Ме-109".


Из общего парка самолетов ВВС КА – 17 936 самолетов на 1-е января 1942 года, на фронтах находилось всего 3515 самолетов или 19,6%, остальные 14 421 самолет находились во внутренних округах и в школах. Из группы истребителей 6628 самолетов, на фронтах находилось 1288 самолетов или 19,5%.

Из бомбардировщиков 3631 самолет, на фронтах было 911 самолетов или 25%. Из штурмовиков 1766 самолетов, на фронтах было 273 самолета или 15,5%. Из учебно-тренировочных и разных 5911 самолетов, на фронтах находилось 1042 самолета или 17,5%.

Следует отметить, что в декабре месяце 1941 года было самое меньшее количество самолетов в целом по ВВС КА и особенно на фронтах. В последующие месяцы 1942 года парк самолетов все время возрастал. Особенно быстрые темпы роста парка самолетов были во второй половине 1942 года. В соответствии с общим ростом парка самолетов по ВВС КА, авиация, находящаяся на фронтах, из месяца в месяц увеличивалась.

За 1942 год части ВВС КА получили от промышленности НКАП и из-за границы 25 255 самолетов, в том числе из-за границы 2293 самолета.
По родам авиации и по месяцам части ВВС КА получили следующее количество самолетов:


За 1942 год частями ВВС КА (по типам) получено следующее количество самолетов:


Кроме того получено из ОСО и ГВФ СССР У-2 – 1600 самолетов, УТ-1 и УТ-2 – 429 самолетов.


Боевые и небоевые потери самолетов

За 1942 год боевые и небоевые потери составляют 12 983 самолета. В том числе на фронтах 10 685 самолетов, во внутренних округах, включая и школы 2208 самолетов. От общих потерь потери на фронтах составляют 83% и небоевые потери во внутренних округах, включая и школы 17%.


Следует указать, что боевые и небоевые потери самолетов в 1942 году значительно сократились по отношению первых месяцев отечественной войны. В связи с вероломным и внезапным нападением на СССР в первый месяц войны с 22 июня по 1-е августа 1941 года потери самолетов составляли 10 450 самолетов, что составляло к общему парку самолетов 36%. За 1942 год процент потерь к средне-годовому парку самолетов составляет 30%.

Потери всех типов самолетов по месяцам 1942 года составляли:


В порядке примечаний необходимо указать, что в связи с опозданиями получения инспекторских свидетельств на списание самолетов, некоторое количество самолетов, потерянных в данном месяце, показываются в последующем месяце. Однако, это положение в последние месяцы 1942 г. выправляется.

Таким образом, несмотря на значительные потери самолетов в 1942 году, особенно по новой материальной части, парк самолетов в 1942 г. увеличился почти вдвое. Особенно большой рост по самолетам Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-2, Ил-4, Ли-2, Ил-2.

Наша промышленность не только компенсировала потери самолетов, но и обеспечила абсолютный рост парка самолетов. Это наглядно показывает нижеприведенная таблица:


Импортная материальная часть за 1942 год увеличилась на 1239 самолетов.

Парк самолетов ВВС КА на 1/1-1943 г. состоит из 32 730 самолетов. В том числе:

истребителей – 10 801 самолет,
бомбардировщиков – 5 613 самолетов,
штурмовиков и разведч. – 6 362 самолета,
учебно-тренировочн., связи и разных – 9 954 самолета.

От общего парка самолетов истребители составляют 33%, бомбардировщики – 17%, штурмовики и разведчики – 19%, учебно-тренировочные и разные – 31%.

Из группы истребителей: самолеты Як-1 составляют 16%, Як-7 – 18%, ЛаГГ-3 – 14%, Ла-5 – 7%, импортная материальная часть – 13%. Остальные 42% падают на самолеты И-16, И-15, И-153, МиГ-3.

Из группы бомбардировщиков самолеты Пе-2, Пе-3 и Ту-2 составляют 30%, ДБ-3, Ил-4 и Ли-2 – 24%, Б-25 и Бостон-3 – 8%, остальные 38% падают на самолеты СБ, ТБ-3, Су-2.

Из группы штурмовиков и разведчиков самолеты Ил-2 составляют 76%, остальные 24% падают на самолеты Р-5, Р-Зет и Р-10.

Таким образом, за 1942 год значительно увеличился удельный вес самолетов Як-1, Як-7, ЛаГГ-3, Ла-5, Пе-2, Ил-2, Ил-4 и Ли-2.

Общий парк самолетов ВВС КА за 1942 год увеличился на 83%.

Истребители – на 63%
Бомбардировщики – на 55%
Штурмовики и разведч. – на 260%
Учебно-тренировочн. и разные – на 63%

От общего парка самолетов ВВС КА фронтовая авиация, включая и АДД, составляет 39%.

От истребителей – 44,5%
от бомбардировщиков – 50,5%
от штурмовиков и разведчиков – 40,3%
от учебно-тренировочных, связи и разных – 34%.

Фронтовая авиация на 1/1-1943 г. по отношению к 1-му января 1942 года выросла на 265%. Причем рост фронтовой авиации шел, главным образом, за счет новой материальной части.

Следует далее отметить, что воздушные армии имеют на 1/1-1943 года у себя на вооружении одиночные самолеты разных старых типов, особенно 1, 2, 3, 6, 7, 8 и 16 Воздушные армии.


Перечисленная выше разнотипность самолетов приводит к затруднениям в обеспечении воздушных армий запчастями, агрегатами и материалами, к распылению запасных частей по армиям. Кроме того, одиночные самолеты создают трудности в эксплоатации и ремонте самолетов, исходя из этого вытекает неотложная задача: все одиночные самолеты из воздушных армий изъять, сформировать отдельные авиаполки и передать для дальнейшей эксплоатации в одну или две воздушные армии или округ.


НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА УЧЕТА САМОЛЕТОВ
И МОТОРОВ ТЫЛА ВВС КРАСНОЙ АРМИИ
ИНТЕНДАНТ 2 РАНГА             (ПЕТРОВ)








Комментарии к докладу:
Учет самолетного парка в ВВС КА, 1941-1942. Часть 1
Tags: ВВС КА, Як-1
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments