gull (gull) wrote,
gull
gull

Categories:

Учет самолетного парка в ВВС КА, 1941-1942. Часть 1



Доклад о движении самолето-моторного парка ВВС КА за 1942 год.


Несмотря на целый ряд приказов и указаний о наведении должного порядка в учете самолетов и моторов, до сего времени имеет место небрежное и зачастую преступное отношение к учету столь дорогостоящей и необходимой нам материальной части.
Каждому хорошо известно с какой тщательностью учитываются в библиотеке книги и как при налаженной системе учета легко бывает нужную книгу отыскать. Самолет является нашим основным оружием, а зачастую это свое основное оружие у нас теряют и даже не пытаются найти, теряя последнее чувство совести и честного отношения к вверенному оружию.

Из приказа НКО СССР № 0558 от 15 июля 1942 г. «О проведении переучета и введении пономерного учета самолето-моторного парка», изданного за подписью заместителя НКО СССР генерала-лейтенанта авиации А. А. Новикова


Приказ НКО № 0464 от 18 декабря 1940 года

Незадолго до начала Великой Отечественной войны в ВВС Красной Армии была внедрена достаточно совершенная система централизованного номерного учета самолетов и авиационных моторов. В ее основе лежало "Положение по учету и отчетности по самолетам и авиамоторам в ВВС КА", введенное приказом НКО № 0464 от 18 декабря 1940 года. В соответствии с положением, в авиабазах, авиашколах, учреждениях, заведениях, мастерских, а также в частях, подчиненных непосредственно Главному управлению ВВС КА, велись книги регистрации перемещения самолетов и авиамоторов и лицевые карточки учета самолетов. В книге регистрации перемещения на каждый самолет (авиамотор) отводилась отдельная строка, в левом столбце записывался его номер, а в последующих столбцах указывалась принадлежность самолета на момент его внесения в книгу и данные о его дальнейших перемещениях между частями. Самый правый столбец служил для записи отметки об исключении – номера и даты инспекторского свидетельства, на основании которого данный самолет или авиамотор был списан. Лицевые карточки учета самолета заводились на каждый самолет приписанный к соответствующему формированию. В карточку заносились основные сведения из формуляра самолета – тип и заводской номер, дата выпуска, количество и тип моторов и винтов, сведения о вооружении, радиооборудовании, общем налете на дату заведения карточки и т.п. Основную часть карточки занимала таблица, в которой указывалась принадлежность самолета на дату заведения карточки и все последующие изменения – передачи из части в часть, ремонты, а также переходы из исправного состояния в неисправное и обратно. Данные обо всех этих изменениях должны были вноситься в карточку немедленно. При окончательном убытии самолета из формирования, к которому он был приписан, вместе с другими документами на самолет, в адрес его нового постоянного местонахождения пересылалась и лицевая карточка.



И-153 заводской № 6465 "белая 33" из 3-й аэ 282 иап 75 сад ХВО после аварии 10.07.1941 на аэродроме г. Кременчуг.
Самолет был выпущен заводом № 1 23.11.1939 года и к моменту аварии налетал 64 часа 08 минут. В сентябре 1940 входил в состав 20 иап КОВО, а в июне 1941 был передан в 282 иап. Ранним утром 10 июля заместитель командира 3 аэ лейтенант Петр Богатков вылетел по тревоге на перехват неопознанного самолета. После взлета, при уборке шасси, левую стойку заклинило в полуубранном положении (как выяснилось впоследствии – из-за неправильного монтажа поворотной муфты). Несмотря на это, летчик продолжил выполнение задания. Возвратившись к аэродрому после безрезультатного поиска противника, Богатков попытался выпустить шасси, при этом правая стойка полностью вышла, а левая осталась в промежуточном положении. Сделав еще несколько попыток выпустить стойку основным и аварийным способами, летчик отошел от аэродрома и выполнил несколько правых боевых разворотов, пытаясь сорвать застрявшую стойку. После того, как и это не помогло, Богатков, по команде с земли, убрал шасси и пошел на посадку с одной полувыпущенной стойкой. На посадочной прямой, снизившись до высоты 40-50 м, выключил зажигание. К земле подошел на пониженной скорости, выравнивание произвел несколько высоко, и в результате самолет провалился вниз с высоты 0,75-1 м – сначала на костыль, затем ударился мотором, перевернулся через нос на спину, отскочил от земли, еще раз перевернулся и упал на живот. Летчик при аварии практически не пострадал, однако самолет подлежал списанию.
282 иап формировался на аэродроме Кременчуг в соответствии с директивой ГШ КА № № Орг/3/520478 от 25.01.1941 по штату № 15/11 на самолетах И-153 со сроком готовности 1.08.1941. Официальная дата формирования полка – 15.03.1941, его первым командиром был назначен майор Игнат Семенович Солдатенко. Согласно "Плану перемещений и снабжения самолетами частей ВВС ХВО», который был утвержден командующим ВВС ХВО в конце марта 1941, 282 иап должен был получить в апреле 63 И-153 из Забайкальского военного округа. Фактически самолеты начали поступать только в мае – на 1.06.1941 в полку было 15 И-153 и 5 У-2. Первые "Чайки" прибыли из 23 иап КОВО, а У-2 – из 2-го склада НКО. Уже в начале июля полку была поставлена задача по обеспечению ПВО оборонных объектов – железнодорожного узла Кременчуг, железнодорожного моста через Днепр и военных складов. На 10 июля боевой состав полка насчитывал 33 исправных и 1 неисправный И-153. Полк имел полный комплект летчиков, но только 11 из них были боеготовыми днем, а ночью – всего трое. За июль 1941 летчики полка налетали 657 ч. 01 м. на И-153, 84 ч. 05 м. на У-2 и 22 ч. 33 м. на УТИ-4, при этом произошло 4 аварии И-153 и одна авария У-2. Кроме выполнения задач ПВО объектов, 20 июля полк наносил удары по немецким войскам на подступах к Умани и Кременчугу. На 1.08.1941 в полку было 32 И-153 (в т. ч. 26 исправных), 5 УТИ-4 и 2 У-2. Только 26 из 81 экипажа были боеготовыми днем, 15 из них могли выполнять боевые задания ночью. В начале августа, с выходом войск противника к Кременчугу, полк полностью переключился на штурмовку наступающих немецких войск, сначала взаимодействуя с дивизией народного ополчения, а с 8 августа – с 297 стрелковой дивизией и 38 Армией. В августовских боях 282 иап потерял практически всю матчасть и был выведен в тыл, на аэродром Белый Колодезь, для перевооружения на И-16. К 1.09.1941 в полку оставалось 3 И-153 (только один из них исправный) и 69 боеготовых экипажей (в т. ч. 11 ночных). В течение всего описанного периода полк входил в состав ВВС ХВО – формально тылового округа.
Петр Васильевич Богатков в декабре 1938 окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу имени Пролетариата Донбасса и был направлен в 36 иап 60 иабр, обеспечивавший ПВО Баку. В марте 1940 он был назначен командиром звена в 82 иап, вновь сформированный в составе той же 60 иабр, а в июне 1941 – заместителем командира эскадрильи в 282 иап. На день аварии, за два с половиной года, прошедшие после выпуска из школы, он налетал 338 ч. 12 м., в том числе 23 ч. 25 м. ночью. На И-153 он летал с февраля 1940 года, общий налет – 46 ч. 59 м. Погиб в конце 1941.


Три раза в год, по состоянию на 1 января, 1 мая и 1 сентября, все части, учреждения и заведения ВВС КА имевшие самолеты и/или авиационные моторы должны были предоставлять ведомости количественного и качественного состояния самолетов и моторов. В ведомости вносились все самолеты и моторы, находившиеся на день учета в расположении части, вне зависимости от их принадлежности, при этом "чужие" самолеты записывались отдельно, с указанием части и округа, которым они принадлежат. Самолеты, приписанные к части, но находящиеся на день учета за ее пределами (например, в ремонте или командировке) также должны были вноситься в ведомость с соответствующим примечанием. Кроме этого, в отдельные разделы ведомости вносили все самолеты и моторы прибывшие в часть и убывшие из части за предыдущий месяц. В остальные месяцы вместо ведомости количественного и качественного состояния самолетов и моторов части представляли ведомости движения самолетов и моторов, которые составлялись по той же форме, что и ведомости количественного и качественного состояния, но в них вносились только прибывшие и убывшие за отчетный месяц самолеты и моторы. Заполненные ведомости отправлялись в штаб авиасоединения, в которое входила соответствующая часть, где на их основе оформлялись общие ведомости соединения для представления в штаб ВВС округа.

Первый лист ведомости количественного и качественного состояния самолетов в 347 иап ВВС ЗакВО по состоянию на 1 сентября 1941. Ведомость составлена на бланке Формы № 1 табеля очередных донесений "Положения по учету и отчетности по самолетам и авиамоторам в ВВС КА", введенного приказом НКО № 0464 от 18 декабря 1940 года. Требования директивы Генерального штаба Красной Армии № Орг/8/524234 от 24 июня 1941 распространялась только на действующую армию, поэтому тыловые округа продолжали отчитываться в соответствии с правилами мирного времени.

В штабе ВВС округа велся свой комплект книг регистрации перемещения самолетов и авиамоторов, а также лицевых карточек учета самолетов, охватывающий самолеты и моторы всех частей входивших в состав ВВС округа. Данные в эти документы вносились на основании ежемесячных ведомостей, предоставляемых частями и соединениями ВВС округа. Кроме того, три раза в год, по состоянию на 1 января, 1 мая и 1 сентября, в штабе округа должны были составляться сводные ведомости количественного и качественного состояния самолетов и моторов за ВВС округа в которых представлялась суммарная информация по каждому типу и модификации самолета (мотора).

Третий комплект книг регистрации перемещения самолетов и авиамоторов и лицевых карточек велся в ГУ ВВС КА. Здесь учет охватывал все самолеты и моторы ВВС КА и осуществлялся на основании ведомостей количественного и качественного состояния и движения самолетов и моторов, которые представлялись штабами ВВС округов, авиашколами, военными представительствами при заводах НКАП, а также частями и учреждениями центрального подчинения. Непосредственно учетом самолетов и моторов в ГУ ВВС КА занимался 1-й отдел (Самолетов, моторов, агрегатов и запасных частей) 10-го управления (Снабжения), которое в мае 1941 было переименовано в 13-е управление (Технического снабжения). Ежемесячно, после обработки полученных данных, этот отдел оформлял сводную ведомость самолетного парка ВВС КА. Последняя такая ведомость по состоянию на 1.06.1941 была выпущена 20 июня 1941 г.


Можно выделить следующие основные принципы построения системы учета самолетов и моторов, действовавшей в ВВС накануне войны:

1) Централизованный номерной учет – в ГУ ВВС КА была заведена индивидуальная карточка на каждый самолет числившийся в составе ВВС КА, в которой должны были отмечаться все его перемещения из части в часть.

2) Учет велся по принадлежности самолета, а не по его фактическому местонахождению.

3) Учет охватывал все самолеты ВВС КА от момента их приемки (на заводе НКАП или от другой организации) до момента получения инспекторского свидетельства (разрешения списать самолет) или передачи в другую организацию. Таким образом, самолет, разбитый в аварии или подлежащий списанию по износу, мог на протяжении нескольких месяцев продолжать числиться в составе ВВС.

4) При убытии в другую часть, самолет числился в исходной части до момента получения подтверждения о прибытии по назначению.

5) Информация о количественном и качественном состоянии самолетного парка обновлялась в ГУ ВВС КА раз в месяц – для условий мирного времени этого было вполне достаточно.



Директива ГШ КА № Орг/8/524234 от 24 июня 1941

Выпущенная на третий день войны директива Генерального штаба Красной Армии № Орг/8/524234 вводила в действие табель донесений о численном и боевом составе для действующих фронтов, армий и входящих в них частей. Из множества содержащихся в нем форм отчетности нам интересны только донесения о численном и боевом составе, в которых и должна была указываться информация о количестве и состоянии с самолетов в составе частей ВВС. В отличие от частей и соединений сухопутных войск, для которых была установлена одна форма донесения о численном и боевом составе (форма № 3, по этой же форме отчитывались и наземные части ВВС), для летных частей ВВС табель устанавливал две формы отчетности – донесение о численном и боевом составе (форма № 3-а) и донесение о боевом составе летных частей ВВС (форма № 4).

Донесение о боевом составе летных частей (форма № 4) содержало информацию о дислокации частей, типе, наличном количестве и исправности самолетов, состоящих на их вооружении, наличном количестве летного и технического состава основных категорий, количестве боеготовых экипажей. Авиаполки и авиадивизии, должны были предоставлять эти донесения в вышестоящие штабы ежедневно, а авиакорпуса, ВВС армий и ВВС фронтов – шесть раз в месяц, по состоянию на 1, 5, 10, 15, 20 и 25 число. При этом два раза в месяц (по состоянию на 1 и 15 число) в ВВС армий и фронтов указывались данные за каждую часть отдельно, а в оставшиеся четыре раза – только суммарные цифры по ВВС каждой армии. ВВС армий представляли донесения в штаб ВВС фронта, в который они входили, а ВВС фронтов и авиакорпуса – в Организационное управление ГШ КА и в Штаб ВВС КА.

Первый лист донесения о боевом составе частей ВВС Брянского фронта по состоянию на 15 января 1942. Донесение составлено на бланке Формы № 4 «Табеля донесений о численном и боевом составе для действующей армии», введенного директивой Генерального штаба Красной Армии № Орг/8/524234 от 24 июня 1941.

В донесении о численном и боевом составе (форма № 3-а), указывались данные о штатном и списочном количестве личного состава по основным категориям, штатном и списочном количестве летного и технического состава, штатном и списочном количестве самолетов. Все авиаполки и авиадивизии, входившие в состав авиакорпусов, должны были предоставлять эти донесения шесть раз в месяц, а авиадивизии, не входившие в состав авиакорпусов, ВВС армий и фронтов – три раза в месяц, по состоянию на 1, 10 и 20 число. В отличие от донесений по форме № 4, штабы ВВС фронтов и отдельных армий и должны были представлять формы № 3 и 3-а в штабы соответствующих фронтов и армий, а те пересылали донесения в Организационное управление ГШ КА. Авиакорпуса должны были предоставлять эти донесения напрямую в Организационное управление ГШ КА. Таким образом, отправка донесений по форме № 3 и 3-а в штаб ВВС КА табелем не предусматривалась. Было и еще одно существенное различие между формами № 4 и 3-а, о котором, однако, в табеле донесений ничего не говорилось – как правило, в форме № 4 в составе части показывались только боевые самолеты, тогда как в форму № 3-а, обычно, вносили и принадлежавшие части вспомогательные самолеты – учебно-тренировочные, связи и т.п.

Первый лист донесения о боевом составе частей ВВС Ленинградского фронта по состоянию на 20 января 1942. Донесение составлено на бланке Формы № 3-а «Табеля донесений о численном и боевом составе для действующей армии», введенного директивой Генерального штаба Красной Армии № Орг/8/524234 от 24 июня 1941.

Правила, в соответствии с которыми должны были заполняться донесения, существенно отличались от тех, которые применялись в мирное время. Так, например, в пояснениях к форме № 3-а указывалось: "Неисправную материальную часть, требующую капитального ремонта не показывать вовсе, требующую войскового ремонта – показывать знаменателем". Тем более, в эти донесения не должны были включаться подлежащие списанию, но еще не списанные самолеты, которые следовало учитывать в составе ВВС согласно требованиям приказа НКО № 464-1940. Однако, на практике многое зависело от квалификации и добросовестности исполнителей, составлявших донесения – полнота, достоверность и смысл представленной в них информации у разных частей и соединений мог кардинально различаться. Впрочем, подобное положение дел характерно и для всех остальных форм отчетности о материальной части ВВС на протяжении всего рассматриваемого в данной работе периода времени.

Еще одной особенностью системы отчетности установленной директивой ГШ от 24 июня 1941, было полное отсутствие в ней информации о самолетах, находившихся в наземных (тыловых) частях ВВС действующей армии – авиамастерских, складах РАБ (районов авиационного базирования) и бао (батальонов авиационного обеспечения) и т.п. Как мы помним, наземные части ВВС отчитывались по форме № 3 для сухопутных войск, в которой соответствующие графы просто отсутствовали.

Введенная директивой система отчетности, в основном, соответствовала требованиям военного времени. Установленные табелем донесений формы отчетности позволяли обеспечить вышестоящие штабы своевременной, пусть и менее детальной, чем в мирное время, информацией о состоянии войск для выработки обоснованных решений по их боевому применению, восполнению потерь и всестороннему тыловому обеспечению. Все сказанное относится, в том числе, и к вопросам учета самолетного парка ВВС. Однако созданная к началу войны система централизованного номерного учета самолетного парка ВВС с выпуском этой директивы фактически перестала существовать. В частях, учреждениях и заведениях, не входивших в состав действующих фронтов и армий, продолжали действовать правила учета и отчетности мирного времени, включая и требования учета самолетов и моторов, установленные приказом НКО № 464-1940. Но централизованный номерной учет на уровне ГУ ВВС КА потерял всякий смысл, поскольку из него исключались все отправленные на фронт самолеты – ведь установленная для действующей армии система отчетности не предусматривала представление информации о местонахождении и состоянии отдельных машин.



Перепись самолетов 1 августа 1941 года

Военная катастрофа первых дней и недель войны самым негативным образом отразилась на полноте и достоверности отчетных данных поступающих с фронта. Неустойчивая, а иногда и полностью отсутствующая связь штабов с подчиненными частями, попадание в окружение или быстрый разгром и выбытие в тыл боевых частей, потеря огромных территорий, на которых находилось множество аэродромов и различных тыловых учреждений ВВС, общая неразбериха на транспорте и в тылу, а также неготовность штабов всех уровней к планомерной работе в сложившихся условиях привели к тому, что ГШ КА и штаб ВВС КА располагали лишь фрагментарной и малодостоверной информацией о состоянии и результатах боевых действий частей и соединений ВВС действующей армии. А получаемые с фронтов сведения о понесенных потерях и сохранившемся боевом и численном составе ВВС прямо противоречили друг другу. Чтобы прояснить ситуацию и восстановить общую картину состояния ВВС КА требовались быстрые и решительные меры. 25 июля 1941 за подписью Г. К. Жукова была выпущена директива Ставки ВГК № 00511, предписывающая провести 1 августа 1941 года "одновременную перепись всех боевых, транспортных, связи, учебных и санитарных самолетов во всех частях и школах КА и ВМФ".

Для организации переписи в штабе ВВС КА была создана специальная группа во главе с заместителем начальника штаба ВВС КА полковником А. П. Беляевым, а вся работа по переучету самолетов и подведению итогов переписи была возложена на 4-й (Организационно-мобилизационный) отдел штаба ВВС КА. Директива Ставки предписывала подвести итоги переписи и представить их в Генеральный штаб 3 августа, однако на практике часть округов задержала подготовку донесений до 4-5 августа, а итоговые ведомости с результатами переписи по ВВС КА были готовы только 10 августа.


Вероятно, только после обработки результатов переписи в штабе ВВС КА осознали, насколько неполная информация о самолетном составе содержится в регулярно получаемых из войск формах № 4. 15 августа 1941 по ее итогам был выпущен приказ ВВС КА № 0067 в котором говорилось:

"Произведенной переписью самолетов ВВС КА на 1 августа 1941 года выявлен ряд вопиющих безобразий как в учете самолетов, так и в представлении донесений о боевом составе.

Так например: по Северному фронту сведения о боевом составе на 1 августа представлены только по боевым самолетам с занижением по сравнению с проведенной переписью на 132 исправных и 96 неисправных самолетов; по Северо-Западному фронту на 49 исправных и 66 неисправных, из них 75 самолетов разных частей не входящих в состав ВВС фронта; по Западному фронту на 86 исправных и 82 неисправных самолета, из них 15 самолетов неустановленной принадлежности; по Юго-Западному фронту на 85 исправных и 11 неисправных самолетов.

Такое-же положение с учетом самолетов и во внутренних округах.

Имеют место случаи оставления частями и отдельными экипажами исправных и неисправных самолетов без сдачи их другим, остающимся на фронте частям, в результате чего эти самолеты оказываются беспризорными."


Этот же приказ устанавливал новый порядок представления сведений о численном и боевом составе в штаб ВВС КА, который был призван решить выявленные переписью проблемы. Донесения о боевом составе по форме № 4 директивы ГШ № Орг/8/524234 командующие ВВС фронтов и армий, корпусов ПВО, авиации дальнего действия (sic!) и ВВС Архангельского военного округа должны были подавать шесть раз в месяц по состоянию на 5, 10, 15, 20, 25 и 30 числа. В дополнение к этому, текущие изменения в боевом составе требовалось доносить ежедневно в оперативных сводках. Командующие ВВС остальных округов и ВВС Дальневосточного фронта донесения по форме № 4 должны были представлять два раза месяц – по состоянию на 1 и 16 числа (обращает на себя внимание вопиющая неаккуратность составителей приказа – даты по состоянию на которые должны были представляться донесения, отличаются для фронтов и округов и, кроме того, не полностью совпадают с датами, установленными директивой ГШ № Орг/8/524234). Кроме того, приказ требовал, чтобы в форме № 4 в дополнение к боевому составу летных частей указывалось общей графой количество боевых самолетов по типам, находящихся в мастерских и БАО. Увы, на практике это положение приказа в большинстве случаев не выполнялось.

Более серьезным новшеством, введенным приказом № 0067, было требование о ежемесячном, по состоянию на 1 число месяца, представлении в штаб ВВС КА донесений о численном и боевом составе по форме № 3-а директивы ГШ № Орг/8/524234 (как мы помним, ранее такие донесения представлялись только в ГШ КА), которое распространялось как на ВВС действующих фронтов и армий, так и на ВВС тыловых округов и ДВФ, а также корпуса ПВО и авиацию дальнего действия. При этом установленный приказом порядок заполнения формы № 3-а существенно отличался от требований табеля донесений, в соответствии с которыми эта форма заполнялась для Генерального штаба – в форму, представляемую в штаб ВВС КА, должны были вноситься не только летные части и школы, но и все наземные части и учреждения с указанием всех принадлежащих им самолетов, тогда как в донесениях, представляемых в ГШ КА, по-прежнему указывались только летные части и принадлежавшие им самолеты. Кроме того, в форме должна была указываться только списочная численность личного состава и самолетов, графа "По штату" из нее исключалась (это требование часто игнорировалось). Впрочем, такой порядок просуществовал недолго – 8 декабря 1941 года был выпущен приказ НКО № 0474 за подписью П. Ф. Жигарева, в качестве заместителя НКО, который унифицировал содержание и сроки представления донесений о численном и боевом составе в штаб ВВС КА с донесениями, которые составлялись для Генерального штаба. Теперь донесения по формам № 3 и 3-а требовалось составлять в полном соответствии с положениями табеля донесений, установленного директивой ГШ № Орг/8/524234. ВВС фронтов и отдельных армий должны были представлять эти донесения в штаб ВВС КА три раза в месяц, по состоянию на 1, 10 и 20 числа, а ВВС округов – один раз в месяц, по состоянию на 1 число.

Успешное проведение переписи и полученные в результате сведения имели большое значение для формирования у руководства советских вооруженных сил объективного представления о численном составе и боевых возможностях ВВС действующей армии, а также общей картины состояния самолетного парка ВВС КА. Кроме того, данные переписи позволили довольно точно оценить общее количество самолетов, потерянных за первые недели войны. В последующие месяцы и годы результаты переписи не подвергались сомнению и не корректировались. Однако, на мой взгляд, вряд ли возможно считать эти данные полными и окончательными. Так, например, вряд ли можно было сколько-нибудь точно подсчитать количество неисправных самолетов, отправленных в тыловые ремонтные органы и на день проведения переписи находившихся в пути. Или едущих в глубь страны машин из состава различных тыловых частей и учреждений, которые подлежали эвакуации. Учитывая огромную нагрузку на транспортную систему и характерную для первых недель войны общую неразбериху, количество таких самолетов должно было измеряться в многих сотнях и даже тысячах.

Автор выражает благодарность C. Чекунову за неоценимую помощь, оказанную при написании этой работы.




В следующих частях:
- Перепись 20 марта 1942;
- Оценка убыли самолетного парка ВВС КА за 1941;
- Введение системы номерного учета;
- Потери и баланс самолетного парка ВВС КА за 1942.

Tags: ВВС КА, И-153
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments